Сказочник.

Некогда по городам и весям бродил старец и сказывал разные истории о великих полководцах, рыцарях, утонувших в болотах, о животных, говорящих человеческим голосом, но чаще всего он рассказывал о чертях и ведьмах: о том, как одна, обернувшись козленочком, заманила человека в трясину и утопила, а другая задушила жадного богатея, как превратившись в черных собак, черти загрызли человека. Не только дети малые, но и взрослые мужчины, наслушавшись таких историй, боялись и нос на улицу высунуть, особенно в полнолуние. И вот однажды позвал этого старца сам бог Пяркунас и велел ему рассказывать сказки: если, мол, тот всю ночь сказки сказывать будет и Пяркунас при этом не заснет, то наутро получит целый мешок золота в подарок. Но старик не захотел служить высокомерному богу и тем самым страшно разгневал его. Пяркунас, словно молнией, пронзил старика взглядом, и в то же мгновение сказочник очутился на горе Ведьм. И по сей день стоит он здесь, а если кто ночью того старика проведает, то таких чудесных историй наслушается, что только держись…

 

Ожидание.

Ждет не дождется верная жена своего рыбака - мужа, ушедшего в море: то ли буря забросила его в чужие края, то ли спит он вечным сном на мягком песчаном дне…Бангпутис - бог ветра морского - поднял на море бурю, во что бы то ни стало надо умолить его, задобрить дарами щедрыми и терпеливым ожиданием, и тогда успокоит он воды бурные, да на улов не поскупиться. Верит женщина в возращение мужа, а потому идет в ненастную темную ночь на гору Наглис, чтобы свет от её фонаря указал морякам путь к берегу. Не одна она, с нею и другие рыбачки - в темную ночь все они выходят на вершину горы и указывают рыбакам путь домой.

 

 

Двенадцать братьев - черных воронов.

Жил - был барин. Было у него двенадцать сыновей и дочка. Когда жена его умерла, задумал он жениться еще раз. Но избранница оказалась ведьмой. Она поставила условие, что выйдет замуж только после того, как он сожжет своих сыновей и пришлет их пепел в подарок. А отец вместо пепла сыновей послал ей пепел собак. После свадьбы обман раскрылся. Рассердилась мачеха и превратила братьев в двенадцать черных воронов. Прошли годы. Выросла сестра Эленуте и отправилась на поиски братьев. Много горя она пережила, пока их отыскала, но помочь им можно было, лишь дав обет молчания на двенадцать лет. Как-то раз повстречала Эленуте королевича, и он, очарованный её красотой, женился на ней. Но Эленуте счастья не видала: ведьма-мачеха превратила трех её сыновей-погодков в щенков и все уговаривала короля сжечь немую королеву на костре как ведьму. Король в конце концов согласился. Но когда пламя разгорелось, налетело двенадцать черных воронов, неся с собой трех сыновей Эленуте. Вороны обратились в двенадцать юношей и обо всем рассказали королю. Злая ведьма-мачеха сама сгорела на костре. Сказывают, что своих братьев- черных воронов Эленуте нашла именно здесь, на горе Ведьм.

Эгле - королева ужей.

Жили-были старик со старухой. Было у них двенадцать сыновей и три дочери. Младшую звали Эгле. Однажды, когда сестры купались в море, в рукав рубашки Эгле заполз большой уж и заставил пообещать выйти за него замуж. И вот оказалась Эгле на дне морском, в замке ужа, который, спустившись под воду, превратился в прекрасного юношу Жильвинаса. Родилось к них три сына- Ажуолас, Уосис и Бяржас - и дочь - Дребуле. Всем довольна была Эгле да только тосковала она по родной стороне. Упросила Эгле мужа отпустить её с детьми родных повидать. Поклялись дети никому не рассказывать, как вызвать отца. Но братья Эгле сразу же принялись выпытывать у детей, как позвать ужа. Мальчики молчали, а Дребуле, испугавшись угроз, всё рассказала. Братья Эгле вызвали Жильвинаса на берег и зарубили косами. Собравшись домой, вышла Эгле на берег морской и стала звать мужа. Но вынесли волны на берег кровавую пену. От горя Эгле превратила своих сыновей в деревья - дуб (Ажуолас), ясень (Уосис) и березу (Бяржас), а предательницу дочь - в осину (Дребуле), чтобы дрожала она от малейшего дуновения ветра. Сама же превратила в ель (Эгле). Скульптура изображает конец сказки - сыновей, Эгле и Дребуле, которая не показывает лица.

Цветок папоротника.

Только раз в году цветет папоротник - в ночь на Йонинес. Распускается цветок лишь на очень короткое время, и найти его невероятно трудно. Но тот, кто его найдёт, сможет видеть закрытые в земле клады, научиться понимать язык птиц и зверей. Немало храбрецов пыталось отыскать цветок папоротника, но никому не удалось сделать это. Счастье еще, коль домой цел и невредим вернёшься, ведь в эту ночь в лесу бал правят ведьмы и призраки, которые только и ждут заблудшего искателя приключений. Есть, правда, один способ спастись от ведьм: надо отправиться с вечера в лес, где растут папоротники, расстелить белое покрывало, очертить вокруг себя круг рябиновой веткой, зажечь освященную свечу и всю ночь читать Святое Писание, отгоняя прочь дурные мысли. И тогда на рассвете цветок папоротника упадет прямо на расстеленное покрывало… Скульптура из дерева - это три ведьмы, стерегущие папоротник: одна заманивает прохожего, якобы желая показать, где цветок, другая дурит его словами, а третья грозит метлой.

 

Лесничий.

В XVII - XVIII в. на Куршской косе были вырублены вековые деревья, пропали тенистые леса. Коса превратились в пустыню, обдумываю со всех сторон ветром: за 80 лет четырнадцать деревень было погребено под песком. Опасались, что песок может занести даже Клайпедский порт. В XIX в. люди начали возводить защитную насыпь, укрепляя дюны плетениями, колышками и высаживая растущие в песке травы. Решили сажать березу, ольху, сосны. Дело это, начатое С. Бьёрном, отцом и сыном Кувертами, Л. Хагеном и другими лесничими, продолжают и по сей день. Почти 75% леса, растущего ныне на Куршской косе, было посажено людьми. Лесничие ежегодно высаживают новые деревца. В благодарность за их труд и была создана эта скульптура.

 

Браконьер.

Этот юноша не хотел слушать советов отца своего, честного рыбака из Ниды. Не трогали его беды и заботы родителей. Целыми днями ходил юноша по лесу, капканы на зверей ставил. Как-то раз, в Страстную Пятницу отправился он как всегда в лес капкан ставить. Накануне выпал свежий снег. Идет по лесу, глядь - а перед ним целая стая зайцев. Попытался парень приблизиться к ним, да зайцы исчезли бесследно. "Привидения!" - испугался юноша, обернулся - видит, позади него тоже целая стая зайцев. Мгновение - и исчезли все зайцы, а на пушистом снегу никаких снегов. Испугался охотник, вернулся домой и как подкошенный бросился на кровать. А в пасхальное утро проснулся, пришел в себя и пообещал отцу бросить свое ремесло и стать честным рыбаком.

 

Рождение Неринги.

Давным-давно у князя Карвайтиса родилась дочь Неринга. Сама богиня судьбы Лайма покровительствовала малышке, и росла девочка красивой, умной и доброй. Когда Неринге исполнилось восемнадцать лет, прославилась она невероятными подвигами: то лодку из бушующего моря достанет, то застрявшую в песке телегу вытащит. Далеко разнеслись слухи о доброте и красоте Неригни, толпы юношей сватались к ней. Но она поклялась выйти замуж лишь за того, кто сможет перебросить камень через залив до замка Вентес. Неринга стала его невестой. Рассердился бог Бангпутис на непокорную Нерингу и поднял на море страшную бурю - тринадцать дней и ночей небо было с землей вперемешку. Неринга решила помочь людям: набрала в подол песка, вошли в море, сделала песчаную насыпь и отделила бурное море от залива. Море успокоилось, а молодые отыграли веселую свадьбу. Скульптуру вырезали из самого большого дуба. Неринга покоится на волнах, её приветствует Бангпутис и ласкает солнце, а башни замка напоминают о богатстве и мощи Карвайтиса - отца.

Гибель Неринги.

Старый князь Карвайтис среди друзей и близких спокойно доживал свой век. Страной правили Неринга с мужем, и народ был счастлив: амбары ломились от зерна, сеги - от рыбы. Но с запада и с юга напали на Литву полчища конных воинов в доспехах, и принялись они огнём и мечом губить литовскую землю. Защищая свой край, погибла Неринга, сложили головы все её близкие.

 

 

 

Дракон.

В семье бедного рыбака родилась дочь Неринга. Девочка была непростая: очень уж быстро она росла, крепка и скоро стала настоящей великаншей. Очень нравилось ей стоять на морском берегу и ждать возращения рыбаков: когда сгущался туман или небо затягивали тучи, распускала Неринга свои длинные косы и подметала поднебесье, пока не выходило солнышко. Красивой была Неринга. Прослышал о её красоте дракон и захотел жениться на ней. Девушка ему отказала, и тогда дракон начал топить рыбацкие корабли. Чтобы помешать ему, Неринга построила песчаную насыпь. Она отнесла в море дюны и сосны, набросала камней. Коса Неринги отделила залив от моря. Но дракон на этом не успокоился: он запретил рыбам плавать в залив, и рыбаки разворчались - пусть уж лучше Неринга выйдет замуж за того дракона. Услышал об этом Наглис, великан из Паланги и встал на её защиту. Отрубил драконовы головы, разрубил чешуйчатое тело, всё сложил в кучу и засыпал песком. Так появилась гора Наглиса. А сами Наглис и Неринга славную свадьбу отыграли.

 

Вандянис.

Вода всегда была для человека источником жизни и здоровья, а для рыбаков это еще и источник существования. Из глубокой древности пришел к нам обычай чтить и уважать воду. Без должного почтения вода мстит - топит человека, а тому, кто воду загрязнит или плюнет в неё, после смерти придется самому все и выпить. Вода - дом для духов и божеств. Живет здесь и покровитель залива Вандянис (Водяной), Старые люди в Юодкранте рассказывают, что когда вода в заливе иссякает, Вандянис кувшинами черпает её из моря и выливает в залив - поэтому залив никогда не пересохнет.

 

 

Счастливый рыбак.

Рыбаки с косы ходили на промысел на больших парусных лодках - куренах. Это быстроходное, плавучее и надежное судно, на котором мог поместиться богатый улов - до 6 т. В летописях курены упоминаются еще в XII в. На мачте каждого парусника обязательно был флюгер - не только для украшения, но и как опознавательный знак, нечто вроде корабельного паспорта. На ярко раскрашенном флюгере (чтобы лучше выделялся на фоне серого неба) - замысловатые орнаменты с символическими знаками. По этим знакам можно было определить место проживания владельца судна, его материальное положение и т.п. Резчик изобразил рыбака в традиционной одежде. Он стоит на борту курена и улыбается - не жадничает залив, загоняет в сети лещей, плотву, ершей, а глядишь, и угорь попадется.

 

Лягушачий дождь. Мгла.

Каждая ведьмочка обязана закончить ведьмину школу. Они как дети: среди них бывают любознательные и усердные ученицы, но попадаются и лентяйки. Рано или поздно всем приходится сдавать экзамены. Одной ведьмочке, которую никак нельзя было назвать прилежной, досталось задание вызвать дождь. Как ни старалась ведьмочка, а нужного заклятия так и не вспомнила. Зато вместо дождя с неба посыпались лягушки. Мастер утверждает, что в Юодкранте мало детей, потому что нет аистов. А после такого дождя будут лягушки, будут аисты, будут и дети.

 Утром или вечером можно встретить ползущую по земле Мглу. Она тянет свои огромные лапы, завлекает человека в глубь чащи. Нагоняет страху на грибников: очарованные богатым урожаем, они и не замечают, как оказываются в объятиях Мглы. Нередко и рыбаки на своей шкуре испытывают проделки Мглы: случается, в спокойный ясный день она встает на пути и окружает лодки непроницаемой стеной. Даже старые рыбаки могут потерять направление. Мечутся по заливу, и лишь когда Мгла спадет, понимают, что оказались на другом берегу.

 

Пяркунас.

В языческом пантеоне балтов Пяркунас - верховное божество. Он грозен и неумолим, он - бог справедливости. Пяркунас может пронзить человека молнией, погубить его животных, сжечь дом, расколоть камень, превратить в пепел вековые деревья. Ему по силам изменить поверхность земли, наделать овраги и заполнить их водой. В его власти находится вода: неиссякаемые её запасы хранятся над каменным небесным панцирем. Когда приходит весна с первыми грозами, Пяркунас этой водой будет и оплодотворяет землю. Пяркунас заботится и о человеческой нравственности, карая преступников своими убийственными стрелами. Люди боятся и уважают Пяркунаса. Запрещено даже упоминать его настоящее имя - его называют Громовержцем, Ворчуном, Каменным кузнецом. Скульптор изобразил Пяркунаса по-отечески заботливым и справедливым божеством.

 

Люцифер и врата ада.

Здесь всегда сумрачно, внизу, за густо переплетенными корнями - отвесный склон. Врата ада тоже оплетены корнями, а в них - большие и малые головки кривляющихся ведьм. За вратами - владыка ака Люцифер, восстав из бездны, угрожающе приближается к путнику: идет по обещанную душу. Когда-то жил-был рыбак со своей женою. Как он ни старался, рыбку-другую в день наловить мог, и только. Однажды вечером возвращался он домой и повстречался ему господин, одетый в нарядный костюм. Поздоровавшись, господин спросил, как мол, дела, как улов. Рыбак стал жаловаться: плохо, вдвоём с женушкой едва прокормиться можно. Господин - а это был сам Люцифер - спросил рыбака, чего бы тот не пожалел, если бы ежедневно у него было столько рыбы, что и на телеге не увезти. Рыбак отвечает: что тут отдаешь, коль ничего не имеешь? Тут господин и говорит: что ж, пообещай отдать через восемнадцать лет, то чего утром дома не было. Ударили по рукам. А придя домой, увидел рыбак в люльке только что родившегося сыночка. Хватит ли у рыбака смекалки, чтобы сына спасти? Люцефир уже идет через ворота за молодой душой…

 

Ведьмины козы.

Всезнающая, всевидящая и всемогущая ведьма вмешивается в жизнь человека и природы. Ей ведомы тайные силы растительного и животного мира, она знает, как ими пользоваться. Она может приготовить варево - помажет этим варевом подмышки и полетит. Ведьма вечно старается навредить людям и животным: то превратит мужа в собаку или воробья, то до смерти заездит парня, превращенного в лошадь, то лишит корову молока или нашлет порчу на молодуху, чтобы у неё не только детей не было, но и чтоб слегла на все времена. Правда, иногда ведьмы и помогают человеку: они ведь умеют заглядывать в будущее и лечить недуги. Так и эта ведьма в клумпях: стоит только мужчине дотронуться рукой до самого выступающего места на её теле, как все его желания исполнятся.

 

Лаума. Ведьма с колотушкой.

Лаумы и ведьмы - порождение ночи. Основная ведьмина работа - вредить людям, а лаумы - прекрасные работницы: прядильщицы, ткачихи, прачки, как могут одаривают людей. Правда, помогают они только трудолюбивым, а лентяев - наказывают. Младенца доброй и работящей матери оденут в красивую одежду, да еще и приданое оставят, а ребенка лентяйки могут и закачать до смерти. Когда светит полная или молодая луна, на росистых приозерных лугах собираются лаумы и водят хороводы. Они появляются в лунном свете, чтобы спрясть пряжу, избу подмести, другую незаконченную работу сделать. Когда темнеет, можно услышать, как лаумы на берегу озера или реки колотят белье колотушками. Ведьмам тоже порой приходиться поработать - побить белье колотушкой. Не нравится трудная работа ведьме - по лицу видно.

 

Картежники.

Ведьмы и черти - одна шайка. Правда, объединяются они лишь когда хотят человеку навредить. Обычно же между ними вечные дрязги, и стараются они друг другу пыль в глаза пустить. Ведьма с чертом при свече играют в карты. Эта игра - не развлечение: черт тайком пробрался на гору Ведьм дегтя набрать, да был пойман с поличным, и деготь у него отобрали; теперь должен он этот деготь в карты отыграть. У ведьмы на руках туз, а у черта - всего лишь бубновая двойка. Однако черт не расстраивается, у него уже зародилась мысль, как ведьму обмануть.

 

 

Ведьма.

Ведьма на метле летит на ежегодный пир колдунов и прочей нечисти. Какими эти пиры бывают, в сказках говориться. Однажды поздним вечером некий музыкант со своей скрипочкой возвращался домой. Три дня играл он на свадьбе, утомился и сам не заметил, как заснул, примостившись на кочке. Разбудил его какой -то барчук: будит и зовет с собой. Когда поднялись они на гору, музыканту глаза завязали и велели играть, не лениться. Слышит музыкант, топает кто-то, стучит. Не вытерпел, приподнял повязку с глаз, глядь - не только ведьмы с чертями танцуют, но и столы, скамьи, посуда…. Испугавшись, музыкант натянул повязку и играл, не останавливаясь, до первых петухов. Только тут решился он открыть глаза, смотрит - сидит на той же самой кочке, где и заснул.

 

Петухи запели - призраки разбежались.

Шел ночью человек и встретил черта. Тот, охая и пыхтя, тащил тяжелый мешок. Надеясь перехитрить человека, черт спросил у него, на что люди больше всего злятся. Человек, поняв в чем дело, ответил: покажи человеку фигу, он разозлится и будет драться до последней капли крови. Черт снова спрашивает: а как поступают люди, когда видят, что кто-то тяжелую поклажу несет. Предлагают помощь - отвечает человек. Так помоги мне, - говорит черт. Человек взял мешок и понёс. Подошел к льняному полю - а черт не может в лён зайти - шмыгнул всеете с мешком в лён и сидит. Черт и так, и сяк просил его выйти и в конце концов выставил фигу. Человек в ответ на его кривляния только рассмеялся. А тут и петух запел, провалился черт сквозь землю, и остался у человека полный мешок денег. На рассвете, когда поют петухи, наступает конец ночи - конец времени ведьм, чертей и призраков.

Сожжение ведьмы.

В древние времена, когда нападал мор, случался неурожай или падеж скота, люди всю вину сваливали на ведьм. Верили, что от их дурного глаза и коровы перестали молоко давать, и посевы пропадали. Случись какая напасть, деревенская община тут же искала виновницу. И находила. Подозреваемую в колдовстве бросали в воду - верили, что невинная женщина утонет, а ведьма -нет. А после ведьму сжигали на костре. У настоящей ведьмы не сгорало льдом покрытое сердце. На могилах невинно сожженных женщин вырастали розы и лилии, а на могилах ведьм - крапива и шиповник.

 

Танцоры.

Молодежь собралась на веселье, а черт тоже вздумал войти в круг. По виду от других мужчин не отличишь: ни рогов, ни хвоста не видно, котелок на голове, даже бабочку на шею нацепил. Выбрал самую красивую девушку и радуется, что заполучил в ад новую душу. Однако девушка хитрая была: незаметно наступила на ботинок - а он пустой. Поняла, что в паре с ней танцует черт. Надо от него отделаться. Зовет черт её в карету, а она отказывается: нет, мол, у неё подходящей юбки. Приносит черт нарядную юбку. Она вновь: рубахи не хватает. Принес черт рубашку - рукава вышитые, вся в складочках и оборках. Девица своё: бусиков не хватает. Несет черт бусы. Колечка нету - на тебе колечко. Пока он её так наряжал, и ночь пролетела, петухи запели. Злобно выругался черт и провалился сквозь землю. А девушка осталась жива и с подарками.

Hosted by uCoz